ЕГЭ Обществознание
Учебно-методические комплексы
для учителей школ

сайт   сайт УМК школа
  сайт УМК CПО/НПО
  сайт Аттестация

  сайт УМК ВПО

  сайт  Разместить документ
  сайт  Сертификаты участникам
Система, многообразие и эволюция живой природы
 



Страницы:

Сообщение
№ 49 ПЧЕЛОВОДСТВО

Пчела с незапамятных времён сделалась домашним животным человека, который представлял пчелиной семье подходящее для неё помещение и взамен пользовался доставляемыми ею продуктами: мёдом, воском и целебным пчелиным клеем – прополисом. Мёд заменял собой наш теперешний сахар, а воск давал лучший в то время материал для свечей.

В древние времена человек предоставлял пчёлам только дупла лесных деревьев, куда поселялась пчелиная семья. Такие дупла назывались «борти», а этот первобытный способ пчеловодства – бортничеством. При добыче мёда этим способом пчелиные семьи уничтожались.

Позднее, по мере вырубки лесов, пчеловоды вместо прежнего бортничества стали организовывать специальные площадки – пасеки, где пчёлам предоставлялись специальные ульи в виде выдолбленных дуплянок или колод, напоминавших дупло дерева. По существу, эти старинные ульи мало чем отличались от борти, и внутренняя жизнь пчелиной семьи оставалась невидимой для пчеловода. Пчеловод не знал образа жизни того одомашненного животного, с которым имел дело. Человек не мог направлять по своему усмотрению деятельность пчёл, а, добывая из улья соты с мёдом, попросту грабил пчёл, производя огромные опустошения в пчелиной семье. Такой способ пчеловодства не позволял добывать мёд и воск
в промышленных масштабах, поскольку часто пчелиные семьи не выживали после забора мёда.

Поэтому в начале XIX века был сконструирован разборный рамочный улей, состоящий из короба, в который вставляются рамки для сот. Он позволил использовать продукцию пчёл, не причиняя вреда населению улья, поскольку рамки, заполненные мёдом и запечатанные воском, заменялись на пустые. Мёд и воск добывались, не нанося ощутимого вреда пчелиной семье, а процесс производства продуктов пчеловодства стал непрерывным. Особые остеклённые ульи, с помощью которых можно было наблюдать за деятельностью пчёл, позволили создать научно обоснованное учение
о жизнедеятельности пчёл – пчеловодство.

Задание

Используя содержание текста «Пчеловодство», ответьте на следующие вопросы.

1) Какой тип улья позволял частично сохранить пчелиную семью?

2) Какое устройство имел улей типа "борти"?

3) Почему рамочный разборный улей оказался более экономически выгодным, чем улей-колода?
Задание №BB7DCF

Используя содержание текста "Пчеловодство", ответьте на следующие вопросы.

1) Как называется тип улья в виде выдолбленных дуплянок, напоминавших дупло дерева?

2) При каком типе ульев удаётся максимально сохранить численность пчелиной семьи?

3) Какие не названные в тексте продукты пчеловодства использует современный человек? (Назовите один продукт.)
РЕШЕНИЕ:
1) Колоды.

2) Разборные рамочные.

3) Пчелиный яд или маточное молоко

№ 50 ПОЛЕЗНЫЕ БАКТЕРИИ

Термин «анаэробы» ввёл в науку французский учёный Л. Пастер, открывший в 1861 г. бактерии маслянокислого брожения. У анаэробов расщепление органических веществ идёт без участия кислорода. Бескислородное окисление происходит в клетках молочнокислых и многих других бактерий. Именно так они получают энергию для своих жизненных процессов. Такие бактерии очень распространены в природе. Каждый день, съедая творог или сметану, выпивая кефир или йогурт, мы сталкиваемся
с молочнокислыми бактериями, – они участвуют в образовании молочнокислых продуктов.

В 1 см3 парного молока находится больше 3 миллиардов бактерий. При скисании молока коров получается йогурт. В нём можно найти бактерию под названием «болгарская палочка», которая и совершила превращение молока в кислый молочный продукт.

Болгарская палочка – вид молочнокислой бактерии, известный во всём мире; она превращает молоко во вкусный и полезный йогурт. Всемирную славу этой бактерии принёс русский учёный И.И. Мечников. Он заинтересовался причиной необычного долголетия в некоторых деревнях Болгарии. Мечников выяснил, что основным продуктом питания долгожителей был йогурт. Учёному удалось выделить из продукта молочнокислую бактерию, а затем он использовал её для создания особой простокваши. Он показал, что достаточно добавить в свежее молоко немного этих бактерий, и через несколько часов в тёплом помещении из молока получится простокваша.

Болгарская палочка сбраживает лактозу молока, т.е. расщепляет молекулу молочного сахара на молекулы молочной кислоты. Молочнокислые бактерии для своей работы могут использовать не только сахар молока, но и многие другие сахара, содержащиеся в овощах и фруктах. Бактерии свежую капусту превращают в квашеную, яблоки – в мочёные, а огурцы – в солёные. В любом случае из сахара образуется молочная кислота, а энергия распада молекул сахара обеспечивает жизнедеятельность бактерий. Процесс расщепления сахара без участия кислорода относят к реакциям брожения. Расщепление веществ при участии кислорода более эффективно, так как выделяется гораздо больше энергии, чем при брожении. Поскольку энергия реакций бескислородного окисления заметно меньше, чем кислородного, бактериям приходится перерабатывать бóльшие количества веществ и выделять много продуктов обмена веществ.

Болгарскую палочку относят к факультативным (необязательным) анаэробам. Это означает, что они могут использовать и кислород для окисления углеводов.

Задание

Используя содержание текста «Полезные бактерии», ответьте на вопросы.

1) Какие условия необходимы для получения простокваши?

2) Откуда берётся энергия для жизнедеятельности молочнокислых бактерий?

3) Почему молочнокислой бактерии для получения такого же количества энергии необходимо переработать больше веществ, чем обыкновенной амёбе?

РЕШЕНИЕ:
1) Для получения простокваши необходимо молоко, молочнокислые бактерии и определенная температура (тепло).

2) Молочнокислые бактерии получают энергию при расщеплении молекул сахара.

3) Молочнокислые бактерии перерабатывают больше веществ, чем амеба, так как процесс брожения менее эффективен (у молочнокислых бактерий), чем процесс окисления (у амебы).



№ 51 СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ГРИБОВ

У большинства грибов вегетативное тело представляет собой мицелий (грибницу), состоящий из тонких, толщиной в несколько микрон, ветвящихся нитей с верхушечным ростом и боковым ветвлением. Клетки грибницы имеют хорошо выраженные клеточные стенки. В состав клеточной стенки
в качестве скелетного компонента обычно входит хитин.

Различают несколько видов грибницы. Неклеточный мицелий лишён перегородок и представляет собой как бы одну гигантскую клетку с большим числом ядер. Такая грибница характерна для плесневого гриба мукора (белой плесени). Клеточный мицелий, например, грибница плесневого гриба пенициллума, напротив, разделён перегородками на отдельные клетки, содержащие одно, два или много ядер. У некоторых грибов, например, дрожжей, вегетативное тело (грибница) представлено одиночными почкующимися клетками. Клетки дрожжей при почковании не расходятся, из них образуются цепочки, называемые псевдомицелием.

Большинство собираемых нами в лесу съедобных грибов относятся к особой группе грибов-микоризообразователей. Она получила своё название из-за того, что грибница этих грибов образует симбиоз с корнями деревьев (микоризу). Помимо съедобных к микоризообразователям относятся и некоторые ядовитые грибы, например мухомор.

Многие необходимые растениям элементы, например соединения фосфора, кальция, калия, азота, находятся в почве в недоступной для растений форме. И если бы симбиоз грибов и растений не был так широко распространён в природе, растения сильно страдали бы от минерального голода. Кроме того, микоризные грибы участвуют и в защите растений от патогенных организмов. Предоставляя столь многочисленные преимущества растениям, грибы получают от них углеводы, которые из-за отсутствия хлорофилла не способны синтезировать сами.

Задание

Используя содержание текста «Строение и значение грибов», ответьте на вопросы.

1) Как устроен псевдомицелий?

2) Какой тип мицелия характерен для мукора?

3) Какова роль грибов в микоризе?

Задание

Используя содержание текста «Строение и значение грибов», ответьте на следующие вопросы.

1) Как устроен неклеточный тип мицелия?

2) Какой тип мицелия характерен для пенициллина?

3) Каково значение плесневых грибов в биоценозе? (назовите одно из значений)

№ 52 СТРОЕНИЕ СТЕБЛЯ ДРЕВЕСНОГО РАСТЕНИЯ

Стебель древесного растения снаружи защищён покровными тканями. У молодых стеблей весной клетки покровной ткани покрыты тонкой кожицей. У многолетних растений к концу первого года жизни кожица замещается многослойной пробкой, состоящей из мёртвых клеток, заполненных воздухом. Для дыхания в кожице у молодых побегов имеются устьица, а позже образуются чечевички – крупные, рыхло расположенные клетки с большими межклетниками.

К покровной ткани прилегает кора, образованная разными тканями. Наружная часть коры представлена слоями клеток механической ткани с утолщёнными оболочками и тонкостенных клеток основной ткани. Внутренняя часть коры образована клетками механической и проводящей ткани и называется лубом. В состав луба входят ситовидные трубки, по которым идёт нисходящий ток: органические вещества передвигаются от листьев. Ситовидные трубки состоят из клеток, соединённых концами в длинную трубку. Между соседними клетками имеются мелкие отверстия. Через них, как через сито, передвигаются органические вещества. Кроме ситовидных трубок в состав луба входят лубяные волокна и клетки основной ткани.

К центру от луба в стебле расположен другой слой – древесина. Он состоит из сосудов и древесных волокон. По сосудам идёт восходящий ток: вода с растворёнными в ней веществами передвигается от корней к листьям и цветкам. Между древесиной и лубом находится тонкий слой клеток образовательной ткани – камбий. В результате деления клеток камбия стебель растёт в толщину. Клетки камбия делятся вдоль своей оси. Одна из дочерних клеток отходит к древесине, другая – к лубу.

В центре стебля лежит толстый слой рыхлых клеток основной ткани, в которых откладываются запасы питательных веществ, – это сердцевина.

Задание

Используя содержание текста «Строение стебля древесного растения», ответьте на следующие вопросы.

1) Что такое луб?

2) В чём сходство и различие в функционировании ситовидных трубок и сосудов?

3) На пне спиленного дерева обнаружилось, что сердцевина находится не
в центре спила, а смещена. По одну её сторону слой древесины толще, а по другую тоньше. Как можно объяснить такое явление?


Страницы:
 
Перейти на другой форум:

Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015