ЕГЭ Обществознание
Учебно-методические комплексы
для учителей школ

сайт   сайт УМК школа
  сайт УМК CПО/НПО
  сайт Аттестация

  сайт УМК ВПО

  сайт  Разместить документ
  сайт  Сертификаты участникам
Взаимосвязи организмов и окружающей среды
 



Страницы:

Сообщение
№ 49 ЗНАЧЕНИЕ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА ДЛЯ ЭКОСИСТЕМ

По оценкам учёных, океаны и наземные экосистемы поглощают до половины углекислого газа, образующегося при сжигании ископаемых видов топлива. Растения используют углекислый газ для выработки углеводов в процессе фотосинтеза. Продолжится ли этот процесс при более высокой его концентрации в атмосфере? Не приведёт ли увеличение объёма углекислого газа к изменению содержания сахаров, углеводов и защитных соединений
в растениях?

Более десяти лет продолжается эксперимент по обогащению растений углекислым газом на открытом воздухе. В нём использованы четыре опытных участка, каждый из них окружён кольцом из вертикальных труб, прикреплённых к опорным башням. По трубам подаётся углекислый газ, и все деревья в кольце получают определённое его количество. Сходные эксперименты проводятся примерно в 35 природных и управляемых экосистемах по всему миру, которые по своим размерам колеблются от кружков болота диаметром 1 м или луга диаметром 12 м до 23-метровых кругов сельхозугодий и 30-метровых кругов лесопосадок.

Полученные данные подтверждают, что повышенные уровни содержания углекислого газа стимулируют фотосинтез, увеличивая усвоение углерода тканями растений. При проведении лесных экспериментов в США и Италии зафиксировано ежегодное увеличение первичной продуктивности на 23% – концентрация углекислого газа в этих случаях была увеличена с естественного уровня – 388 до 530 частей на миллион. По результатам недавнего моделирования растения положительно реагируют на повышение уровня содержания углекислого газа, хотя при недостатке в почве такого питательного элемента, как, например, азот, эффект может быть ограничен.

Увеличение показателей первичной продуктивности повторялось на всех участках в мире, где проводился эксперимент. Однако сам этот показатель обозначает лишь количество углерода, усвоенного растениями, и ничего не говорит о долгосрочном изменении его содержания. Между тем
в Северной Каролине в сосновом лесу дополнительный углерод откладывался главным образом в стволах и ветвях деревьев, где он сохраняется десятилетиями. А у растущих в Теннесси амбровых деревьев наибольшее количество углерода содержалось в новых молодых корнях, живущих от нескольких недель до года, после чего происходило их разложение микроорганизмами и значительная часть углерода возвращалась в атмосферу.

Задание

Используя содержание текста «Значение углекислого газа для экосистем», ответьте на следующие вопросы.

1) К какой группе экологических факторов относят описанный в статье фактор, воздействующий на растения?

2) Какой максимальный размер участка был выбран для эксперимента по обогащению растений углекислым газом?

3) Чему, согласно тексту, будет способствовать возрастание концентрации двуокиси углерода в атмосфере?
РЕШЕНИЕ:
1) Биотические факторы
2) эксперименты проводятся примерно в 35 природных и управляемых экосистемах по всему миру, которые по своим размерам колеблются от кружков болота диаметром 1 м или луга диаметром 12 м до 23-метровых кругов сельхозугодий и 30-метровых кругов лесопосадок.
3) повышенные уровни содержания углекислого газа стимулируют фотосинтез, увеличивая усвоение углерода тканями растений

№ 50 ОСНОВНЫЕ СРЕДЫ ЖИЗНИ

Условия обитания различных видов организмов удивительно разнообразны. В зависимости от того, где живут представители разных видов, на них действуют разные комплексы экологических факторов. На нашей планете можно выделить несколько основных сред жизни, сильно различающихся по условиям существования: водную, наземно-воздушную, почвенную. Средой обитания служат также сами организмы, в которых живут другие. Однако самыми густонаселёнными являются водная и наземно-воздушная среды.

Вода характеризуется большой плотностью, теплопроводностью, способностью растворять соли и газы. Высокой плотностью обусловлена её значительная выталкивающая сила. Это значит, что в воде уменьшается вес, и у организмов есть возможность жить в водной толще, не опускаясь на дно. Однако высокая плотность воды затрудняет активное передвижение, поэтому водные животные имеют сильную мускулатуру и обтекаемую форму тела. Так как вода обладает высокой теплопроводностью, температурный режим в водоёмах мягкий.

Свет проникает в воду на небольшую глубину, поэтому растительные организмы могут существовать только в её верхних горизонтах.

Наземно-воздушная среда более сложна и разнообразна, чем водная.
В ней много кислорода и света, но более резкие изменения температуры, значительно слабее перепады давления, и часто возникает дефицит влаги. Плотность воздуха гораздо меньше, чем плотность воды, и это облегчает передвижение организмов. Активное и пассивное передвижение освоило большинство обитателей суши.

Теплопроводность воздуха меньше, чем у воды. Это облегчает сохранение тепла и поддержание постоянной температуры тела у теплокровных животных. Развитие теплокровности стало возможным лишь в наземной среде.

Задание

Используя содержание текста «Основные среды жизни», ответьте на следующие вопросы.

1) В какой среде обитает большинство паразитов?

2) Какие экологические факторы часто являются ограничивающими для организмов, обитающих в наземно-воздушной среде?

3) Какие приспособления к активному передвижению сформировались у животных в процессе эволюции в связи с особенностями водной среды обитания? Укажите не менее четырёх приспособлений.
РЕШЕНИЕ:
1) самыми густонаселёнными являются водная и наземно-воздушная среды.
2) резкие изменения температуры, значительно слабее перепады давления, и часто возникает дефицит влаги.
3) водные животные имеют сильную мускулатуру и обтекаемую форму тела. Конечности: имеют плавательную перепонку (лягушка), преобразованы в плавники (дельфин), преобразованы в ласты (тюлень).



№ 51 ЗАЩИТА РАСТЕНИЙ БИОЛОГИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ

Биологический метод заключается в использовании для уничтожения вредителей сада и огорода их естественных врагов, например, хищных и паразитических насекомых. Естественные враги вредителей существенно ограничивают их размножение и распространение.

Для привлечения насекомых вдоль границ сада, огорода и других мест высаживают нектароносы – фацелию, гречиху, горчицу белую, редьку масличную и другие растения. Хищные насекомые охотно питаются нектаром цветков растений и в дальнейшем расселяются по участку, уничтожая значительное количество вредных насекомых и клещей.

Например, божьи коровки уничтожают тлей, щитовок, ложнощитовок и других вредителей плодово-ягодных культур. Так, за сутки одна семиточечная божья коровка поедает до 200 тлей. Божьих коровок легко отличить по яркой окраске и тёмным точкам на крыльях.

А быстро бегающие по поверхности почвы чёрные жуки называются жужелицы. Они есть в каждом саду и огороде. Жужелицы – хищники. Они уничтожают личинок жуков, гусениц вредных бабочек, клещей.

Широко распространены и крупные мухи – тахины. Это мохнатые мухи, именуемые ещё «ёжемухами», из-за торчащих на теле щетинок. Личинки тахин паразитируют в гусеницах и куколках бабочек. Эти мухи откладывают яйца непосредственно на тело гусениц (или внутрь). Есть и живородящие мухи тахины, их личинки прикрепляются к проползающим рядом гусеницам. Некоторые тахины откладывают яйца на листья, а вредные гусеницы, поедающие листья, заражаются паразитом. Мухи тахины очень плодовиты, могут откладывать несколько тысяч яиц.

Основным достоинством использования естественных врагов для борьбы с вредителями является то, что не происходит полного уничтожения живых организмов. Напротив, возникает определённый баланс между численностью вредных и хищных насекомых, что позволяет и получать урожаи, и сохранять устойчивость агроэкосистемы.

Задание

Используя текст "Защита растений биологическими методами", ответьте на следующие вопросы.

1) Как отличить божьих коровок от других насекомых?

2) Как жужелицы защищают растения?

3) В чём заключается сущность биологического метода борьбы с вредителями сада и огорода?
РЕШЕНИЕ:
1) Божьих коровок легко отличить по яркой окраске и тёмным точкам на крыльях.
2) Они уничтожают личинок жуков, гусениц вредных бабочек, клещей.
3) Биологический метод заключается в использовании для уничтожения вредителей сада и огорода их естественных врагов, например, хищных и паразитических насекомых.


Задание

Используя содержание текста «Защита растений биологическими методами», ответьте на следующие вопросы.

1) Как отличить мух тахин от других насекомых?

2) Как божьи коровки защищают растения от вредителей?

3) Почему биологический метод борьбы наиболее эффективен?
РЕШЕНИЕ:
1) Это мохнатые мухи, именуемые ещё «ёжемухами», из-за торчащих на теле щетинок.
2) божьи коровки уничтожают тлей, щитовок, ложнощитовок и других вредителей плодово-ягодных культур
3) Основным достоинством использования естественных врагов для борьбы с вредителями является то, что не происходит полного уничтожения живых организмов.

№ 52 ЖИЗНЕННЫЕ ФОРМЫ ЖИВОТНЫХ

Жизненная форма – это общий облик животного, связанный с его приспособлением к среде обитания и образу жизни.

Среди обитателей водоёмов – гидробионтов – встречаются животные с торпедовидной формой тела. В связи с передвижением в воде у них возникли: обтекаемая форма тела, плавники, органы захвата добычи (щупальца, челюсти, клюв). Однако, перечисленные органы имеют разное происхождение. Например, плавники могут быть образованы кожными складками (кальмар, дельфин), хвостовым отделом тела с позвоночником (рыбы) или видоизменившимися задними конечностями (пингвин).

Среди обитателей почвы – геобионтов – встречаются животные с червеобразной формой тела. Несмотря на различия в строении, ряд геобионтов имеют сходные приспособления к роющему образу жизни. Так, у них, как правило, удлинённое тело с сильно развитой мускулатурой. У некоторых геобионтов на теле имеются опорные приспособления. Например, у дождевого червя на каждом кольце тела имеются парные щетинки.

Летающие крылатые животные – аэробионты – обитатели наземно-воздушной среды, обладают также значительным внешним сходством, связанным с приспособлением к полёту. Наиболее характерная черта их строения – крылья. Однако эти органы могут иметь разное происхождение. У бабочки крылья являются выростами кожных покровов, у птицы – видоизменёнными передними конечностями, а у летучей мыши – складками кожи между удлинёнными костями пальцев кисти, боковыми сторонами тела, задними конечностями и хвостом.

Задание


Используя содержание текста "Жизненные формы животных", ответьте на следующие вопросы.

1) Каковы особенности внешнего строения гидробионтов?

2) Какое животное по его особенностям относят к геобионтам?

3) Какое происхождение имеют крылья у бабочки?
РЕШЕНИЕ:
1) Обтекаемая (торпедовидная) форма тела, плавники, органы захвата добычи.
2) Дождевые черви.
3) Крылья у бабочки являются выростами кожных покровов.


Страницы:
 
Перейти на другой форум:

Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015