ЕГЭ Обществознание
Учебно-методические комплексы
для учителей школ

сайт   сайт УМК школа
  сайт УМК CПО/НПО
  сайт Аттестация

  сайт УМК ВПО

  сайт  Разместить документ
  сайт  Сертификаты участникам
Взаимосвязи организмов и окружающей среды
 



Страницы:

Сообщение
№ 61 ПАРАЗИТИЗМ

Между организмами разных видов, составляющими ту или иную экосистему, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие, более тонкие, взаимоотношения.

Одной из форм полезно-вредных биотических взаимоотношений между организмами является паразитизм, когда один вид – паразит – использует другой – хозяина – в качестве среды обитания и источника пищи, нанося ему вред.

Организмы-паразиты в процессе эволюции выработали приспособления к паразитическому образу жизни. Например, многие виды обладают органами прикрепления – присосками, крючочками, шипиками, имеют высокую плодовитость. В процессе приспособления к паразитическому образу жизни некоторые паразиты утратили ряд органов или приобрели более простое их строение. Например, у паразитических плоских червей, живущих во внутренних органах позвоночных животных, плохо развиты органы чувств и нервная система, а у некоторых червей-паразитов отсутствуют органы пищеварения.

Отношения между паразитом и хозяином подчинены определённым закономерностям. Паразиты принимают участие в регуляции численности хозяев, тем самым обеспечивая действие естественного отбора. Негативные отношения между паразитом и хозяином в процессе эволюции могут перейти в нейтральные. В этом случае преимущество среди паразитов получают те виды, которые способны длительно использовать организм хозяина, не приводя его к гибели. В свою очередь, в процессе естественного отбора растёт сопротивляемость организма хозяина паразитам, в результате чего приносимый ими вред становится менее ощутимым.

Задание

Используя содержимое текста «Паразитизм», ответьте на следующие вопросы.

1) Что паразит получает из взаимоотношений с хозяином?

2) Какие приспособления к паразитическому образу жизни имеются у паразитов?

3) В какие отношения между организмами в процессе эволюции может перейти паразитизм?
РЕШЕНИЕ:
1) использует хозяина – в качестве среды обитания и источника пищи, нанося ему вред.
2) многие виды обладают органами прикрепления – присосками, крючочками, шипиками, имеют высокую плодовитость.
3) Паразитизм в процессе эволюции в некоторых случаях переходит в симбиоз - совместно выгодное существование.

№ 62 «ИСТОРИЯ О ЗОЛОТОМ МАЛЬЧИКЕ»

В 1496 году в роскошном замке миланского герцога Моро проходило праздничное шествие, которое возглавлял мальчик, тело которого сплошь было покрыто краской, по цвету напоминавшей золото. Подросток должен был олицетворять собой «Золотой век» Возрождения, который переживала в то время вся Северная Италия, а постановщиком этого действия был великий Леонардо да Винчи.

Забава знатных гостей стала роковой для артиста. После представления о нем забыли, и подросток остался на всю ночь в холодном помещении зала на каменном полу. Лишь на следующий день испуганного и плачущего мальчика нашли лежащим в дальнем углу зала. Вскоре он заболел и умер. Причина смерти долго оставалась непонятной. Одни учёные считали, что ребёнок погиб от недостатка воздуха, так как дыхание через кожу стало невозможным. Другие утверждали, что причина гибели — прекращение работы потовых желёз. Однако у этих объяснений были противники, которые попытались опровергнуть неверные гипотезы экспериментально.

Опыт, объясняющий причину смерти ребёнка, был проведён только в ХIХ веке. В эксперименте участвовали двое взрослых мужчин, тела которых были покрыты лаком. В помещении, где находились испытуемые, постоянно поддерживали благоприятную температуру воздуха. Один мужчина пребывал в таком состоянии сутки, а другой — 8 суток без каких-либо последствий для организма. Этот смелый эксперимент, по мнению учёных, позволил им объяснить причину гибели мальчика.

Задание

Используя содержимое текста «История о золотом мальчике», ответьте на следующие вопросы.

1) Какова продолжительность эксперимента, который проводился в XIX в.?

2) Объясните, почему оказались несостоятельными первоначальные версии гибели подростка?
РЕШЕНИЕ:
1) продолжительность эксперимента проведенного в XIX в. - около 1- 8 суток.
2) версия гибели ребенка от недостатка воздуха при кожном дыхании
не подтверждена экспериментами, оба мужчины чувствовали себя норм. Несостоятельна, т.к. мальчик погиб сразу же. Кроме того, кожное дыхание не играет главной жизненной роли при газообмене.


Задание

Используя содержимое текста «История о золотом мальчике», ответьте на следующие вопросы.

1) В каких условиях находились люди в эксперименте, проведённом в XIX в.?

2) Каковы результаты эксперимента, проведённого в XIX в.?

3) Каковы истинные причины смерти подростка в замке герцога?
РЕШЕНИЕ:
1. В помещении с благоприятной температурой воздуха.
2. Последствий для организма не наступило.
3. Причина смерти - в переохлаждении. В замке на бетонных плитах было холодно, а золотая краска из-за хорошей теплопроводности дополнительно способствовала потерям тепла организмом.



№ 63 Какие из перечисленных организмов вносят наибольший вклад в насыщение атмосферы кислородом?

1) степные травы
2) цианобактерии
3) водоросли пресных водоёмов
4) растения тропических лесов

Ответ: 4

№ 64 Какое приспособление к засушливым условиям обитания характерно для изображенных на фотографии растений?

1) отсутствие устьиц
2) наличие колючек
3) удлинение боковых корней
4) замедление уровня обмена веществ

Ответ: 4


Страницы:
 
Перейти на другой форум:

Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015